— Девушка, вы одна? — Нет, я с причудами.
Прошло полгода. И тоже среда и двадцать первое число, как тогда.
Сегодня я довольно отчётливо вспомнила день смерти бабули. И как на работу приехала, и как протёрла стол, и как прочла главу книги, и как цеплялась за любую возможность поболтать с коллегами, и как позвонила мама, и как я писала в личку много кому и чем дальше, тем меньше хотелось это делать, и как до самого позднего вечера не могла лечь на свою кровать, всё или сидела, или ходила по комнате.
Немыслимый срок - полгода уже не видеть бабушку, не помню такого при её жизни, несознательный возраст мой не в счёт. Можно существовать и так. Мама отчасти смогла бабулю заменить в простой физической помощи. А в плане общения не заменит. И никто, думаю, не заменит. Она иногда приходит во сне, но сны какие-то странные. И безумно пуст без неё дом, из которого она вышла на своих ногах и в который не вернулась. Сейчас в её комнате стоит велотренажёр, я хожу крутить педали. И до сих пор нет-нет да накрывает, потому что из бабулиной комнаты совсем не слышен телевизор.
Я человек приземлённый, можно даже сказать, что атеист, но мне, как ни странно, хочется думать, что бабуля где-то в другом измерении есть. Я не знаю, чувствует ли она в этом измерении, что мы помним её и любим. Это само выходит: прочитанная книга, рассказанный бабулей анекдот или случай из жизни, какая-то ситуация и реакция на неё, и так или иначе вспоминается, что бабушка говорила и делала. Чувствует ли она, что проросла сквозь всё, что я знаю об этом мире? Что нет дня, чтобы я не вспомнила её? Помогает ли ей это там как-то? Хочется верить, что да. Я знаю, наши любимые живы, пока мы их помним. Вот сейчас я не была бы одна дома, если бы бабушка была рядом. Вот эта ненаполненность и угнетает очень.

@темы: Я

Комментарии
01.07.2023 в 21:43

С любовью и всяческой мерзостью
Мне всех ушедших близких не хватает, сколько бы лет ни прошло.
02.07.2023 в 10:02

— Девушка, вы одна? — Нет, я с причудами.
Лис, мои родные в основном рядом, дедушки не стало в мои 11, я переживала, конечно, но как-то легче эту потерю перенесла. По сути, бабушкин уход - первое серьёзное испытание такого рода. И очень часто накрывает от того, что она не рядом.
03.07.2023 в 17:46

Yukimura: Hey, how long do you think all three of us can be together like this? -- Sanada: We’ll be together forever, if that’s what you want.
krimhilda, привет, вышла на ваш дневник через сообщество поиска. Хочется немного написать по поводу поста: соглашусь, что есть в жизни то, чего и кого ничто не сможет заменить. Однако, как вы и говорите, благодаря нашей памяти есть некая связь с теми, кто ушёл. Порой даже, говорят, что они нам помогают, давая знак или даже отводя от беды... И то, что они нам оставили, тот опыт, который передали, живёт в нас. Вы пишете, что являетесь человеком приземлённым, но ведь, судя по дневнику, вы сочиняете, а значит, тесно связаны со словом. А ведь наши слова — настоящее чудо, в какой-то мере материальное, но в то же время: невесомое. И при этом: всё равно очень сильное и ощутимое. То, как мы можем с помощью них создавать новые события и героев, воздействовать на чувства, словно проживать в других мирах вместе с придуманными персонажами, всё это заставляет ощутить, что есть в нашей жизни что-то совсем не приземленное, а ближе к духовному. Наши слова могут ударить и помочь, они способны на нечто непостижимое. Они способы и сохранить что-то в веках, пронести что-то сквозь тысячелетия. Для них, по сути, нет преград. И благодаря им можно также высказать накопившееся внутри, перенести эмоции в нечто иное. Наш мир огромен и глобален, сложно устроен, а за пределами того, что мы знаем (планеты и части космоса вокруг неё) есть необъятные просторы, неизученные и, может, бесконечные. И мы стоим среди этой необъятной Вселенной и ощущаем только текущий момент, не зная, что будет и только вспоминая, что прошло. А вокруг нас происходит невероятно много всего, одновременно, в разных точках мира. Поэтому вполне очевидно, что мы не воспринимаем и то, что происходит по ту сторону. И что там, на нас могут смотреть те, кто ушёл раньше. И что мы сами когда-нибудь окажемся там. Поэтому в этой жизни, как одной из ступенек, мы можем делать то, что от нас зависит: верить, надеяться и помнить.
Вот как-то так.
03.07.2023 в 18:26

— Девушка, вы одна? — Нет, я с причудами.
I_love_life, привет, рада Вам!

Я говорю о себе как о человеке приземлённом потому, что не могу отнести себя к последователям какой-либо религии. Да, творчество - это необычное состояние, сознание слегка изменено в момент сочинения стихотворения, потом читаешь свой же текст и думаешь: "Это что, моё творение? Да ладно!" Но это немного другая плоскость, сиюминутная. В религиях, по крайней мере основных, не знаю, как там у виккан, есть загробный мир, поминальные обряды помогают не разрушать связь с покинувшими нас. Я же, не исповедуя никакой религии, не могу утверждать, что после смерти есть ещё жизнь, стало быть, у меня связь нарушена. Тем более что бабушка пусть не педантично, не всегда в точности и в большей мере на свой манер, но придерживалась устоев православной веры, зная наизусть две молитвы, а третью читая с листа. Да, через каждое моё действие или бездействие, через приготовленное мамой блюдо просвечивает: а бабуля делала так-то, не делала это, любила то-то, не любила то-то, у неё лучше получалось это, а в таком-то случае она говорила так-то, а вот в той ситуации сразу вспоминается, как она рассказывала мне то-то. Продолжать можно бесконечно. Но я так никогда и не узнаю, чувствует ли она, что я её не забыла, и что моё отсутствие на кладбище совсем не означает, что я не помню её.
04.07.2023 в 20:27

Yukimura: Hey, how long do you think all three of us can be together like this? -- Sanada: We’ll be together forever, if that’s what you want.
krimhilda, Заранее прошу прощения за много букв.
Начнём с того, что мне просто само слово приземленный кажется очень непонятным. Оно означает, что человек воспринимает мир более материалистично? Но ведь даже в нашем материальном виде, который находится в этой плоскости, есть вещи, которые уходят за грань того, что можно пощупать руками. Например, те же наши чувства. Они, конечно, привязаны к органам, но их природа настолько глубока и сложно устроена, что человек до сих пор до конца её не постиг. Поэтому, мне кажется, что в каждом из нас помимо приземленного поневоле живёт и что-то более духовное, что-то вроде познания. Мы стремимся узнавать больше, познавать мир. Стремимся за его пределы, хотим всё изучить. И вот это познание тянет нас порой и в духовную сферу, когда возникает пусть даже предположение: а может быть. Но из этого предположения уже может потом подтянуться и что-то более фактическое, какие-то события, которые открывают нам новые грани. Вообще сами по себе религии строятся, в целом, вокруг схожих понятий и образов. По сути, всё строится на том, что созданный Высшими силами мир, такой многообразный и организованный, человек до сих пор изучает и до сих пор не до конца понимает. И он опирается на древние трактаты о чудесных событиях, которые говорят, что если жить по совести, помогать другим, любить то что вокруг, надеяться на то, что после этой жизни будет другая, лучшая, где каждый найдёт счастье, тогда есть шанс, что это действительно произойдёт. В любом случае, верить и надеяться явно приятнее, чем думать о жестокости нашего мира, думать о том, что мы застряли тут и что другого выбора нет. И, что действительно в какой-то мере обнадёживает, так это то, что когда нащупываешь эту надежду внутри, вокруг и правда происходят изменения. Словно неощутимыми нитями к тебе подтягивается то, что раньше было только в мыслях.
А почему я связала духовность с творчеством: ведь мы сами в какой-то мере выстраиваем мир вокруг. Если сравнить с книгой, мы словно пишем книгу нашей и не только нашей жизни. Мы можем делать это для нашей текущей реальности или прописывать иные реальности в рассказах или сочинениях и даже просто в мыслях. И они словно обретают существование. И да, действительно, написанное собой потом может показаться словно чужим, словно и не ты писал. Что тоже создаёт какое-то ощущение множественности. Словно наши рассказы уже живут отдельно.
По поводу связи, честно сказать, мне кажется, у нас довольно сильный барьер между нашим миром и другим, поэтому мы порой словно бьёмся в закрытую дверь. Но ведь бывают и моменты, когда ощущается эта связь. Пусть мимолётные и необъяснимые с позиции логики, но порой они бывают. Сложно сказать, где тут наше восприятие, а где действительно происходит что-то необыкновенное, но всё же некоторые такие события могут даже спасти жизнь. Например, солдаты и другие люди в опасных условиях порой видят вещие сны или мимо них проходит беда. И они потом приходят к вере, хотя до этого были нерелигиозны. В общем-то в двух словах не перечислить все такие вещи, просто они порой происходят.
Мне кажется, что наша память в любом случае является связью с теми, кто ушёл. Пусть мы не всегда ощущаем обратную связь (хотя некоторые говорят, что что-то подобное у них и есть). Но пока мы помним, события прошлого всё равно словно существуют, пусть и только для нас. Они не исчезают окончательно. Кроме того, мы ничего не теряем, вспоминая. А, кто знает, может, кому-то по другую сторону эти мысли и правда приносят пользу. И наша память помогает сделать потустороннее существование приятнее.
И хотя это тяжело порой до слёз, возможно, без этого наша жизнь была бы не такой полной. Если бы мы не любили, не привязывались, не позволяли кому-то занять часть нашего сердца, то стоило ли бы оно того? Поэтому хорошо, что рядом есть и были те, кто нам дорог, и стоит надеяться, что когда-нибудь мы сможем встретиться с теми, кто ушёл.
04.07.2023 в 20:52

— Девушка, вы одна? — Нет, я с причудами.
I_love_life, возможно, у меня просто сложное отношение к тому, что я не ощущаю. "Чего я не чувствую, того нет, всё, что я чувствую, есть". Помню, в детстве смотрела "Смехопанораму" по телевизору, там были номера, возможно, с какими-то пантомимами без комментирования абсолютно. Я не понимала, почему все смеются, ведь просто звучит музыка и никто не говорит. На тот момент я не знала, что незрячая. Когда узнала - почему-то сразу возненавидела эти пантамимы, да и сейчас у меня лёгкая неприязнь к "гляделкам", они, видимо, олицетворяют собой всё, что я не могу осмыслить и ощутить самостоятельно. Творчество, кстати, из этого ряда выходит, изменение сознания случается на эмоциональном уровне, а он вполне доступен. Я не исключаю для себя возможности прийти когда-либо к вере, тем более что бабушка этого очень хотела, но сейчас нет в душе необходимого настроя и дорогу эту я даже не начинала ещё.
Насчёт связи и воспоминаний соглашусь, это всё очень тонко и сложно. Ну, тот мир называют лучшим, надеюсь, так и есть, бабуля-то точно верила, что есть другая жизнь после этой.
06.07.2023 в 21:19

Yukimura: Hey, how long do you think all three of us can be together like this? -- Sanada: We’ll be together forever, if that’s what you want.
krimhilda, тут соглашусь: нам сложно принять то, чего не испытали на себе. У каждого свой опыт и свой путь, на основе которого он приходит к каким-то выводам. Хотя иногда мы также находим этот путь через опыт других, если он находит у нас отклик. Лично мне кажется, что в нашей жизни всё приходит в нужный момент, и что даже наши пересечения с кем-то несут смысл. Возможно, просто как шаг в нужную сторону, который поначалу не осознаётся важным, но потом всё же приводит куда надо.
А если говорить о вере, даже как просто о чувстве, то многие вещи происходят с нами как раз потому что мы в них верим. Взять хоть эффект плацебо, когда люди могут получить положительный эффект от лекарства, которое ненастоящее. По-моему, у нас внутри есть необъятные резервы, которые мы можем использовать, но часто этого не делаем, потому что не даём им возможности нам помочь.
Мне кажется, что и потусторонний мир, в какой-то мере, завязан на силе этой самой веры. Мы словно можем выстраивать его за счёт того, как проживаем текущую жизнь. Конечно, сложно делать выводы пока мы тут. Но, по-моему, это как мечты: светлые мечты дают надежду. А разве не надеждой жив человек? Иногда всё кажется грустным и унылым, но потом внутри приподнимается надежда на тему "а, может, дальше будет лучше?" И за счёт этого хочется и правда двигаться вперёд и узнать, что же там дальше.
Надеюсь, не очень гружу своими мыслями. Если хочется обсудить что-то другое, пишите.